Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [30]
Поиск
Киевское время
Друзья сайта




Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

ВЫРАЩИВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЩЕНКА

ВЫРАЩИВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЩЕНКА

Данные рекомендации рассчитаны на владельцев щенков, выращиваемых в качестве домашних любимцев. Они имеют существенные отличия от методик, используемых при выращивании собак, предназначенных для племенного использования, выставочной карьеры или занятий спортом.
Вы купили щенка и мы рады приветствовать Вас как новых "собачьих родственников". Пожалуйста, помните, что Ваша собака - не чужая для нас, и первый, кто должен узнать о каких-либо проблемах - это заводчик (хозяин мамы Вашего щенка) или руководитель клуба или питомника. Нам хотелось бы, чтобы этот текст помог Вам избежать некоторых проблем.
В ожидании щенка. Вы собираетесь привести в дом щенка - значит, Вы должны подумать, как обеспечить его безопасность. В момент бурного роста щенок очень уязвим. Первое, что надо сделать - осмотреть свой дом с точки зрения маленького щенка. Я знаю, что Вы очень занятые люди, но Вы берете в дом нового члена семьи, а значит, Вы должны добиться взаимопонимания и сделать для этого первый шаг. Поверьте, впоследствии Ваша собака большую часть дороги к взаимопониманию даже не пройдет, а пробежит навстречу Вам, радостно виляя хвостом, но первые шаги за Вами!
Первые дни щенок будет беспокойно вести себя на новом месте. Это естественно. На ночь его надо хорошо накормить и уложить в удобное, теплое место. Нельзя брать щенка на руки или в постель - это войдет в привычку и доставит вам впоследствии немало хлопот.
Независимо от того, где будет содержаться взрослая собака, щенок первые 3-4 месяца должен расти в постоянном контакте с людьми - членами вашей семьи. Это будет способствовать социализации собаки и нормальному формированию ее психики. Кроме того, щенку необходимо тепло, особенно в холодное время года. В квартире ему следует сразу же выделить место, вдали от проходов, обогревательных приборов и сквозняков. Оно должно быть светлым и удобным для щенка. Если условия не позволяют в дальнейшем перевести собаку во двор, место определяется с учетом того, что оно будет постоянным. Менять его не рекомендуется. На место кладут подстилку. Это может быть коврик, плотное одеяло или специально сшитый матрац, который удобно чистить.
При содержании в вольере, щенка переводят туда постепенно, в теплое время года, оставляя его в вольере сначала на непродолжительное время. Вольер строится во дворе из любого имеющегося материала, любой конструкции. Учесть следует лишь то, чтобы вольер не находился на сквозняке и в сырости. Лучше всего расположить его на некоторой возвышенности, фасадом на юг или на восток, чтобы в утреннее время в него попадали солнечные лучи. Вольер должен быть светлым и достаточно просторным. Минимальный размер выгула 2 х 3 метра. В вольере надо оборудовать будку или кабину, где собака сможет укрыться от непогоды и солнца. В холодное время года будку необходимо утеплять. Для этого ее следует делать с двойным дном и стенками, между которыми на зиму засыпают опилки. Входное отверстие завешивают брезентом. Для сохранения тепла зимой будку снаружи можно обкладывать снегом. В будку стелется подстилка. Идеальная подстилка - это сено, солома, или крупная стружка, которую следует периодически менять.
Нельзя содержать собаку на балконе (ограничена площадь передвижения, не исключена опасность того, что собака может упасть с балкона), в гараже (запах бензина вреден для собаки), в ванной комнате (повышенная влажность воздуха может спровоцировать заболевание бронхов и легких), на привязи (ограничивается площадь передвижения собаки, что портит ее экстерьер и психику), в темных сараях или кладовых (возникают хронические заболевания глаз).
При содержании щенка в квартире с ним следует как можно больше гулять, при содержании в вольере - как можно чаще общаться. Самая большая проблема, возникающая при квартирном содержании собаки - недостаток движений, отрицательно сказывающийся на ее общем физическом развитии, а самая большая проблема при содержании в вольере - дефицит общения с человеком, способствующий возникновению многих нежелательных привычек в поведении (например, привычка прыгать на хозяина, выражая тем самым неуемную радость, привычка лаять без причины и даже выть).
Место - должно быть в уютном уголке без сквозняков, может быть, под столом, может быть, в кресле или специально оборудованной клетке. Хорошо бы иметь в качестве подстилки два куска специального искусственного меха - один лежит у собаки, другой стирается, сушится. Приучать щенка к месту надо постепенно, давая ему там кусочки лакомства или косточку (искусственную) и приговаривая: "место". Помните, место щенка - его убежище и нельзя его заставлять выходить оттуда, когда он этого не хочет, иначе, чем в случае крайней необходимости. Нельзя наказывать щенка на его месте. Это правило необходимо объяснить детям.
Миски - их должно быть две: для воды и для еды, лучше из нержавейки и со специальной подставкой или кронштейном. Миска должна быть на высоте локтя собаки - не выше и не ниже. Если Вы приучите щенка есть только из миски и с подставки, и ни в коем случае не с пола, то это может уберечь его в будущем от отравления. В принципе, у собаки всегда должна стоять миска со свежей водой (фильтрованной или кипяченой), беда в том, что щенок Лабрадора воспринимает воду слишком восторженно и будет стараться влезть в миску лапами, поэтому лучше несколько раз в день, налив воду, спросить, не хочет ли он пить, и через некоторое время вылить воду. Вскоре щенок научится показывать Вам, что он хочет пить: будет ли он просто стоять перед миской или будет трогать ее лапой, постарайтесь вовремя понять его.
Игрушки: литой мяч, размером с теннисный (ни в коем случае не меньше, чтобы щенок не мог его проглотить), теннисный мяч, специальные игрушки - мяч-сюрприз, тяни-толкай и др. Игрушки должны быть достаточно прочными, чтобы их нельзя было сразу разгрызть, не должно быть пластмассы, которая при разгрызании дает острые осколки, очень опасен поролон, который может вывалиться из подушек и мягких игрушек. Вполне может стать игрушкой большой плотно завязанный узел из полотняной, джинсовой и т.п. ткани - кстати, такую игрушку хорошо брать с собой на прогулку: не жалко потерять и можно взять с собой в карман второй такой же, на случай, если потеряется первый. Старые тапочки и ботинки игрушками быть не должны! Вы не сможете объяснить щенку, почему старый тапочек можно грызть, а новые туфли - нет. То же касается и палок. Если на улице палку можно погрызть, то почему нельзя грызть ножку стола, стула (пахнут-то они деревом!)
Содержащийся в квартире маленький щенок нуждается в частых, но не длительных прогулках, имеющих цель социализации и приучения его к чистоплотности. По мере роста щенка сокращается количество прогулок, но увеличивается их продолжительность. По меньшей мере, три раза в день взрослую собаку следует выводить на прогулку, предоставляя ей возможность свободно побегать и справить свои надобности. Для этого достаточно 10-15 минут. Следует помнить, что кобелю, из-за его природной потребности метить территорию, требуется несколько больше времени, чем суке.
Независимо от того, где содержится собака - в квартире или вольере, один раз в день (предпочтительно вечером, перед кормежкой) ей необходимо предоставить более длительную прогулку, которую целесообразно совместить с элементами физического развития, тренинга, подготовки к выставке. Не лишними будут игры со сверстниками, которые вырабатывают смелость, сноровку, повышают самооценку собаки.
Как щенку, так и взрослой собаке должен быть предоставлен необходимый уход. Для этого приобретают специальную щетку с мелкими металлическими зубчиками, так называемую, "пуходерку". Чистят собаку ежедневно, особенно в период линьки, которая обычно бывает два раза в год и продолжается около месяца. Эта процедура занимает не много времени, но она способствует поддержанию в чистоте шерсти животного, его опрятному внешнему виду, предотвращает появление неприятного запаха, предохраняет от кожных заболеваний. Кроме того, при содержании собаки в квартире это просто необходимо с целью соблюдения чистоты. Одновременно с гигиеническими целями, эта процедура является массажем для кожи, способствует более интенсивному обмену веществ в организме животного. Зимой можно чистить собаку снегом.
Мыть щенка мылом, шампунем или другими моющими средствами без необходимости не следует. Это вызывает ломкость волос, появление перхоти, нарушение обмена веществ. Кроме того, с шерсти собаки смывается естественный жировой налет, что способствует более быстрому ее загрязнению, появлению неприятного запаха. Если, все же, появилась необходимость вымыть собаку, сделайте это при помощи специального шампуня для мытья собак (только не противопаразитарного!) и тщательно смойте теплой водой.
Возьмите себе за правило ежедневно после прогулки производить тщательный осмотр собаки. Загляните ей в рот, в уши, прощупайте и тщательно просмотрите голову, тело, лапы. Так вы всегда своевременно обнаружите застрявшую в десне кость, забравшегося в ухо клеща, забившуюся в шерсть колючку или порез на лапе и тем самым избежите серьезных осложнений, связанных со здоровьем собаки. Такой осмотр можно совмещать с ежедневной чисткой собаки. Ушные раковины следует периодически чистить, смачивая ватку перекисью водорода и хорошо отжимая ее.
Если у собаки после сна закисают глаза, необходимо протирать внутренние уголки глаз ваткой или марлей, смоченной в кипяченой воде. Вопреки распространенному мнению, чаем пользоваться не рекомендуется, - он раздражает слизистую и вызывает еще большее закисание глаз.
Оставаясь один, щенок скучает и начинает грызть вещи, ножки мебели, особенно часто случается такое во время смены зубов (с 4 до 7 месяцев). Наказывать щенка за это бесполезно, особенно через некоторое время после содеянного. Надо подальше убирать вещи, обувь, а для щенка приобрести игрушки, которыми он мог бы забавляться.
С 2-3-х месячного возраста практически все щенки пытаются "попробовать зубы" на членах семьи - рычат, хватают за руки, охотятся за проходящими ногами. Если подобные игры не пресекать, такая форма поведения закрепится у подрастающей собаки и впоследствии принесет вам немало хлопот, рано или поздно потребуется коррекция поведения. Пресечение должно быть твердым, категоричным, но соразмерным с возрастом и устойчивостью психики щенка.
Если в семье есть дети, им следует разъяснить, как правильно обращаться со щенком. Общение детей с собакой полезно для обоих, но оно должно быть разумным. Прежде всего, нельзя переутомлять щенка продолжительными играми. Ни в коем случае не разрешайте детям брать щенка на руки, поднимать за лапы или за шкурку - это причиняет щенку боль и, обороняясь, он может укусить ребенка. Кроме того, неумелые детские руки могут уронить щенка и нанести ему серьезные увечья.
Взрослые также должны знать, что поднимать щенка за передние лапки или за шкурку нельзя. При необходимости это сделать, одной рукой поднимите щенка под грудь, другой - под задние лапки, прижимая их к животу. Спуская щенка на пол, надо донести все его четыре лапки до пола и только после этого отпустить.
Когда щенок попадает в руки нового хозяина, он получает первый в своей жизни стресс, и необходимо позаботиться о том, чтобы такая перемена прошла для него как можно более безболезненно. В заботе, ласке, общении с человеком щенок особенно нуждается в первое время пребывания в новой среде. Именно в этот момент происходит установление контакта собаки с хозяином, на котором в дальнейшем будет строиться весь процесс воспитания, а затем и дрессировки. Таким образом, воспитание щенка начинается с момента появления его в вашем доме. Воспитание - это еще не дрессировка, это всего лишь привитие щенку необходимых навыков, которые впоследствии помогут правильно построить процесс дрессировки.
В различные периоды жизни внешняя среда оказывает различное влияние на формирование характера собаки, и в зависимости от того, в какие условия попадет щенок, могут по-разному сформироваться его наследственные задатки. Находясь еще под сукой, маленький щенок начинает знакомиться с окружающим миром. Знакомый запах матери, братьев и сестер, теплая подстилка, отсутствие чувства голода, ласковый голос хозяина - все это еще в ту пору благоприятно влияет на формирование психики будущей собаки. В большинстве стран действует положение, запрещающее заводчику отнимать щенков от матери раньше двухмесячного возраста, так как считается, что именно в этот период щенок должен избежать стрессов, получить от общения с матерью и однопометниками стойкие навыки, необходимые для правильного формирования его психики. Но, при этом он должен расти в постоянном контакте с человеком.
Ко времени, когда у щенка сформируется нервная система, окрепнет психика и его можно будет начать дрессировать на площадке, у него должны быть выработаны дисциплинарные, специальные и защитные навыки, прививаемые в процессе общения с ним, во время прогулок и игр. Воспитание щенка ни в коем случае не должно строиться на принуждении. Каждый щенок рождается с наследственно передаваемыми задатками. Поэтому, внимательно изучая своего питомца, старайтесь понять его индивидуальные особенности, и в зависимости от этого строить методику воспитания и начальной дрессировки. Для упрямого, беспокойного щенка - больше терпения, для робкого - больше ласки и подбадривания, для старательного - больше поощрения.
Нагрузка на маленького щенка должна быть минимальной и повышаться постепенно по мере его роста, от простого - к сложному, от игры - к дисциплине. При этом всегда следует обращаться со щенком спокойно и терпеливо. Плохое настроение хозяина не должно отражаться на щенке. Совершенно недопустима раздражительность и несдержанность при общении со щенком, беспричинные окрики, а тем более пинки. В хозяине маленький щенок должен чувствовать своего защитника - только в этом случае он вырастет защитником своего хозяина. Не разрешайте никому дразнить щенка, причинять ему боль, повышать на него голос, но и не изолируйте его от людей. Собаке предстоит жить в человеческом обществе, и она должна быть социально адаптированной, безопасной для окружающих, но при этом, абсолютно управляемой, уверенной в себе и способной при необходимости защитить своего хозяина и свой дом.
В идеале, воспитание - это начальный этап дрессировки, но все-таки, это не одно и то же. Как среди людей можно встретить образованного, но невоспитанного человека и наоборот, так и среди собак встречаются дрессированные, но абсолютно невоспитанные животные или же воспитанные, но не прошедшие необходимого курса дрессировки. Если же вы ставите цель вырастить полноценную собаку, вы должны совместить эти понятия. Но, если дрессировать собаку можно практически в любом возрасте - все зависит от мастерства дрессировщика, то фундамент воспитания закладывается с самого раннего детства. Здесь любые упущения невосполнимы. Поэтому, самое основное правило воспитания гласит: с момента появления щенка в вашем доме следует поощрять и закреплять все его желательные действия и поступки, а нежелательные - пресекать, но не столько путем запрета и наказания, сколько путем создания условий, при которых щенок будет испытывать отрицательные эмоции, в момент совершения им нежелательных действий.
Воспитание щенка должно доставлять радость обоим - и хозяину, и его четвероногому другу. Поэтому, старайтесь не нагружать психику щенка бесконечными нормативными командами, не требуйте от него способностей к длительным занятиям. Иначе вместо друга и помощника вы вырастите неуверенного в себе раба, лишенного жизнерадостности и воспринимающего общение с хозяином как вынужденную и неприятную необходимость.
Каждый щенок рождается с генетически заложенным комплексом поведенческих реакций (инстинктов), который невозможно изменить по своему усмотрению. Но эти поведенческие реакции можно развить в нужном направлении или, наоборот, приглушить их развитие, если они нежелательны. Опытный дрессировщик всегда тонко чувствует собаку, изучает и анализирует ее поведение, использует всевозможные методы для развития ее желательных качеств, и безболезненно, естественным путем, подавляет качества нежелательные.
При отсутствии необходимого опыта, еще до появления щенка в вашем доме, следует запастись специальной литературой и детально изучить этот вопрос, а позднее прибегнуть к практической помощи профессионального дрессировщика.
1. Воспитание общедисциплинарных навыков. Приучение к чистоплотности. Это первое требование, с которого начинается процесс воспитания. Сразу же следует уяснить, что тыкать носом в лужи или наказывать щенка бесполезно, это не приведет к желаемому результату, а только нарушит ваши взаимоотношения. Нужно просто запастись терпением и постоянно наблюдать за щенком. Как только он начинает кружиться на месте, присаживается, чтобы сделать свои естественные надобности, следует тут же вынести его на улицу. Выносить щенка (а в дальнейшем - выводить) следует также каждый раз после сна и кормежки. Со временем щенок научится "проситься", и чем больше внимания вы ему будете уделять, выполняя вышеуказанные рекомендации, тем быстрее это произойдет.
2. Приучение к кличке также не потребует особых приемов. Произносите кличку всегда, когда хотите привлечь внимание щенка. Кличка не должна заменять команду "Ко мне!", это всего лишь сигнал к последующему действию.
3. Приучение к показу зубов. Чем раньше начато обучение этому приему, тем за более короткий срок щенок его сможет освоить. Повторять прием следует ежедневно, по несколько раз в день. Делать это нужно правильно. Посадите щенка слева от себя, левую ногу поставьте сзади за крупом щенка, чтобы он не мог пятиться назад. Правой рукой поддерживайте нижнюю челюсть щенка, левую положите сверху на морду, так, чтобы большие и указательные пальцы обеих рук оказались возле мочки носа. Не дотрагиваясь до мочки носа и не закрывая ее, оттяните спереди губы щенка (левой рукой - вверх, правой - вниз), так, чтобы оказались обнаженными десна и зубы. Действуйте быстро и аккуратно. Таким же образом показывают зубы с правой и с левой стороны челюстей, после чего щенка хвалят и угощают лакомством. Уделите этому приему особое внимание, так как, по правилам выставок, собака, оказывающая сопротивление при показе зубов эксперту, снимается с ринга без присуждения оценки.
4. Приучение подходить по команде. Команде "Ко мне!" легко обучить щенка в процессе игры с ним, во время прогулок, кормления. Очень важно начать отработку этого приема с самого раннего возраста, потому что, упустив время, вы можете потерять контакт со щенком и это значительно затруднит его дальнейшее воспитание. Перед кормежкой, показывая щенку миску с едой, произносите команду "Ко мне!". Выходя на прогулку, запаситесь кусочками лакомства, и каждый раз используйте его, произнося эту команду. Подбежавшего к вам по команде щенка похвалите и угостите лакомством. Помните: команда "Ко мне!" должна ассоциироваться у щенка только с приятными для него ощущениями - поглаживанием, похвалой, лакомством. Во время обучения щенка нужно подзывать только в том случае, если интуиция подсказывает, что тот прервет свое занятие и подойдет к вам. Если щенок чем-то очень отвлечен, нужно дождаться такого момента, когда он обратит на вас внимание или применить альтернативный метод, заключающийся в том, что хозяин поворачивается и уходит в другую сторону до тех пор, пока щенок не заметит этого и не последует за ним. Ни в коем случае нельзя произносить команду "Ко мне" угрожающим тоном, нельзя обманывать подбежавшего к вам щенка, показав и не дав ему лакомство, а тем более - наказывать, даже если перед этим он в чем-то провинился. В следующий раз щенок не подойдет к вам, и вы потеряете контакт с ним и его доверие. На первых порах нельзя пользоваться этой командой, если вы хотите взять щенка на поводок или увести с прогулки домой. В этом случае лучше самому подойти к щенку, не применяя команды. Если щенок проявляет послушание в течении нескольких дней, можно постепенно уменьшать частоту использования лакомства, но каждый раз следует хвалить и гладить щенка за послушание.
5. Навык преодоления препятствий начинают вырабатывать у щенка в раннем возрасте. Во время прогулок не проходите мимо всевозможных, посильных для него, препятствий: невысоких скамеек, неглубоких узких канавок, некрутых ступенек. Ваша задача заключается не в том, чтобы научить щенка высоко прыгать или преодолевать сложные преграды - в его возрасте это опасно и вредно, а в том, чтобы привить ему необходимый навык преодоления препятствий, выработать условный рефлекс на команду "Вперед!". Если такой рефлекс будет выработан в раннем возрасте, позднее не составит труда усложнять задания. Для того чтобы щенок с радостью преодолевал посильные для него преграды, лучше всего пользоваться собственным примером, поощрением и лакомством.
6. Аппортировка. У собак, как и у их диких предков, сильнейшим природным инстинктом является охотничий инстинкт. Он проявляется в преследовании и захвате всевозможных движущихся объектов: мячей, палочек, кошек, полевых мышей, в стремлении носить и рвать тряпки, куски резины, обувь. Современная методика дрессировки немецких овчарок практически целиком построена на развитии и использовании этого инстинкта, получившего название - инстинкт добычи. Не является исключением и выработка такого навыка, как аппортировка. В отличие от применяемого прежде метода принуждения, метод развития инстинкта добычи дает несравненно более высокие результаты: собака работает с желанием, с азартом, с высокой производительностью. В большей или меньшей степени охотничий инстинкт (или инстинкт добычи) развит у всех собак. Задача хозяина - с самого раннего возраста поощрять стремление щенка брать в зубы и носить всевозможные предметы. Разумеется, это не должны быть вещи домашнего обихода, обувь. Но, если такое случится, щенок ни в коем случае не должен быть наказан за это, он не может осознать разницы между вашим новым ботинком и ненужным куском резины. Убирайте ценные вещи в места, недоступные для щенка. Итак, заинтересованность в аппортировке следует поощрять и развивать, это залог успешной дрессировки в будущем. Для развития этого навыка используют различные игры с палочкой или мячом. Для обучения желательно использовать предмет с прочно прикрепленным к нему длинным шнуром. Это позволит не только лучше развить инстинкт добычи (захвата) предмета, но и выработать навык его подноски хозяину. Полезно играть со щенком в перетягивание предмета, при этом действовать нужно аккуратно, не вырывая предмет из зубов, а лишь слегка подтягивая его к себе, вызывая тем самым у щенка желание крепче держать предмет в зубах. В этих играх щенок должен всегда выходить победителем. На ранних этапах развития инстинкта добычи ни в коем случае нельзя насильно забирать у щенка предмет или гоняться за щенком, пытаясь этот предмет отнять. Вы допустите также большую ошибку, если будете гулять с другой, более сильной собакой, которая во время игр угрожающе рычит на щенка, отнимая у него палочку или мячик. Щенок не должен самостоятельно играть с аппортировочным предметом, для этой цели следует использовать игрушки. В начальной фазе обучения аппортировочный предмет никогда не бросается, он всегда находится в руках дрессировщика. Вначале вырабатывается заинтересованность в игре с предметом, затем собака обучается по команде брать и отдавать предмет, поднимать его с земли, носить рядом с дрессировщиком и только после закрепления этих навыков постепенно переходят к бросанию предмета и обучению собаки его приносить. Аппортировка - сложный прием, требующий много времени, опыта и творческого подхода со стороны дрессировщика. Начинающему собаководу он часто оказывается "не по плечу". Поэтому, ограничившись общими рекомендациями, в случае возникновения трудностей я советую обращаться к профессиональным дрессировщикам.
7. Приучение щенка садиться, ложиться и вставать по команде. Эти приемы отрабатываются во время прогулок и игр со щенком с использованием того же мячика, при условии, что у щенка в некоторой степени уже развит инстинкт добычи. Если нет - используется обычное лакомство. Механическое воздействие при этом должно быть минимальным для щенка. Вырабатывая навык посадки щенка по команде, нужно, прежде всего, привлечь его внимание мячиком, затем, подав команду "Сидеть!", занести мячик над головой щенка, так, чтобы он был вынужден принять сидячее положение. При этом можно слегка нажать на круп щенка, помогая ему сесть, и некоторое время (в течение нескольких секунд) фиксируя его в этом положении. Подобным же образом вырабатывают навык укладки щенка по команде. При этом, предварительно подав команду "Лежать!", отпускают руку с мячиком на уровне земли перед мордой щенка, а другой рукой слегка нажимают на холку, помогая ему лечь. Для отработки команды "Стоять!" мячик держат на уровне головы щенка, другой рукой слегка приподнимая его под живот. При занятиях с маленьким щенком нельзя требовать от него длительной выдержки при выполнении какого-либо приема. Но, в течение нескольких секунд необходимо фиксировать его в требуемом положении. Нельзя часто чередовать подаваемые команды, утомляя щенка и перегружая его психику. Весь процесс отработки дисциплинарных навыков должен происходить непринужденно, в виде игры, и доставлять щенку явное удовольствие.
8. Движение рядом. Применявшиеся прежде методы механического воздействия на собаку во время отработки этого навыка зарекомендовали себя не с лучшей стороны, к тому же они имеют много нежелательных побочных эффектов. Наилучшие результаты дает метод, основанный, опять же, на инстинкте добычи. Для этого щенка берут на короткий поводок, и, держа его в левой руке свободно провисающим, начинают движение вперед, правой рукой прижимая к своей груди мячик. Предварительно, разумеется, следует привлечь внимание щенка к мячику, немного поиграв с ним. Начав движение, подают команду "Рядом!". Любая попытка щенка забежать вперед или прыгнуть вверх к вашей правой руке должна пресекаться вновь поданной командой и рывком поводка по направлению к ноге дрессировщика. Повторяя этот прием изо дня в день, вы вскоре научите собаку по команде "Рядом!" с большим желанием и интересом.

Категория: Мои статьи | Добавил: voron (24.11.2010)
Просмотров: 1049 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0