Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [30]
Поиск
Киевское время
Друзья сайта




Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

ОСНОВЫ РАЗВЕДЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК 2 часть
5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЩЕНКОВ
Чтобы вырастить хорошую служебную собаку, кроме полноценного кормления, важно обеспечить физическое раз витие и правильное воспитание щенка. Физические упраж нения, игры в различную погоду способствуют закалке щенка, развитию его скелета и мускулатуры, укреплению нервной системы и всего организма, развитию силы и физи ческой выносливости. Это, в свою очередь, повышает при способляемость щенков к различным условиям жизни и обусловливает лучшую податливость к дрессировке. Все эти качества необходимы для служебной собаки.
В процессе выращивания и физического развития у щенка необходимо также направленно вырабатывать по определенной системе желательные условные рефлексы (привычки), которые в дальнейшем облегчат дрессировку и применение на службе, и вместе с тем затормаживать нежелательные реакции, такие как трусость, повышенная отвлекаемость на различные раздражители окружающей среды и др.
В этом состоит сущность воспитания щенка (воспита тельной дрессировки). Очень важно обеспечить условия для развития полезных инстинктов, определенного типа поведе ния, чтобы обеспечить способность собаки к дрессировке и последующему служебному использованию. Необходимо исключить условия, ведущие к выработке дурных привы чек. Перевоспитать взрослую собаку с ненужными и дурны ми навыками очень трудно, а иногда невозможно.
Воспитание, по сути дела, начинается с того периода, когда щенок начинает самостоятельно передвигаться, вос принимать звуковые и зрительные раздражители, и продол жается до 11 12-месячного возраста, то есть до перевода щенка в число строевых собак и передачи в дрессировку.
Организация правильного воспитания щенка возможна только на основе научных данных, характеризующих каче ственные и количественные особенности высшей нервной деятельности, типичные для каждого возрастного периода организма щенка.
Первый период с 1-го по 18 20-й день после рожде ния характерен тем, что приспособительное поведение щен ка осуществляется преимущественно благодаря комплексу сложных реакций на тактильные, проприоцептивные, темпе ратурные сигналы, безусловно рефлекторной природы. Дан ный период характеризуется наиболее интенсивным ростом массы головного мозга.
Переход от первого ко второму периоду, занимающий около двух недель, характерен появлением и упрочнением условнорефлекторных связей со всех анализаторных систем. Возникают первые условные специализированные реакции, продолжает увеличиваться масса головного мозга, идет активный процесс дифференцировки нервных клеток коры мозга.
Второй период от 5 6 до 8 12-недельного возраста. Этот период характеризуется высокой скоростью образова ния и наиболее высоким уровнем и интенсивностью условно-рефлекторных реакций. Интенсивно проявляются игровые и исследовательские рефлексы. Нервная система щенка наи более реактивна к условнорефлекторным благоприятным и неблагоприятным воздействиям. Возрастает активность в деятельности мозга и главным образом коры.
Третий период с 3 4 до 6-ти месячного возраста проте кает на фоне постепенного снижения относительного прирос та мозга, и с 6 месяцев рост абсолютной массы головного мозга прекращается. В это время понижается интенсивность и уровень условных рефлексов. Значительно видоизменяются показатели выработки условных рефлексов. К 3-месячному возрасту происходит дальнейшая специализация условной двигательной реакции. В этот период форми руются типологические особенности нервной системы. Наряду с животными, у которых сохраняются особенности высшей нервной деятельности более ранних периодов, появляются животные с совершенно новыми характерными чертами, у которых, например, возникает пассивно-оборонительный рефлекс, резко изменяющий их поведение и определяющий все последующие характеристики нервной деятельности.
Этими научными данными и следует руководствоваться при разработке системы воспитательных упражнений для щенков различного возраста. В период воспитания к щенкам не применяют сильных раздражителей, тогда как при дрессировке их используют в виде принуждения и запрещения. Наказывать щенков ударами или пугать их запрещается. Надо с ними обращаться ласково и осторожно.
Особенно это важно по отношению к щенкам проявляющим пассивность и робость. Грубым обращением можно запугать щенков, и тогда обучение их будет безрезультатным.
Обучать щенка следует с учетом особенностей возраста и только тому, что в будущем окажется необходимым для его использования на службе. Проводить упражнения со щенками по выработке новых навыков надо незадолго до кормления, когда щенки проявляют активность к игровым движениям. Местность для занятий должна быть знакома щенкам, там не должно быть сильных посторонних раздра жителей. В дальнейшем нужно систематически менять места занятий.
Активные, энергичные, как бы неукротимые щенки вначале трудно поддаются воспитанию. От вожатого требуется терпение, чтобы ввести их в рамки определенного поведения, но в будущем такие щенки обычно показывают при работе хорошие результаты. Вожатый или любитель-собаковод должен внимательно изучить особенности поведения каждого щенка и в зависимости от этого подбирать меры и условия для выработки нужных навыков. Некоторые недостатки в поведении щенка, допущенные при домашнем содержании и воспитании, впоследствии отрицательно влияют на поведение и дрессировку к определенной службе.
Нередко прочно закрепляются отдельные навыки, которые доминируют в поведении собаки и мешают ее дрессировке. Например, встречаются собаки, у которых навязчиво проявляется навык игры с предметами. В любых условиях собака стремится схватить любой попавшийся предмет и держать его во рту, а это мешает работать с ней по выработке необходимых навыков для службы. Затормозить прочные нежелательные привычки у взрослых собак часто полностью не удается.
Упражнения в процессе воспитания надо дозировать так, чтобы не допускать отрицательных последствий. Все упражнения хороши в меру.
За вожатым обычно следует закреплять не более 4 6 щенков. Воспитание щенков это сложный подготовитель ный период к основной дрессировке для определенной службы. Переход должен быть постепенным. Главное при выработке сложной системы условных рефлексов это постепенность, тренировка. В воспитании щенков это следует считать основным физиологическим правилом.
Обязательное условие успешного воспитания щенков использование их естественного стремления подражать действиям взрослых собак, совершать те или иные действия (хватка за предметы и игра, поиск пищи, "хозяина" и др.). Нужно поддерживать естественную активность у щенят. Лучшими средствами поддержания "заинтересованности" щенков являются дача лакомства и игры, так как растущий организм щенка требует разнообразных движений. Со щенками нельзя заниматься как со взрослыми собаками. Щенки не могут долго выдерживать напряженную сосредоточенную деятельность, они быстро утомляются, становятся вялыми. Доводить щенков до такого состояния, когда они перестают выполнять команды вожатого, значит, заведомо наносить вред их воспитанию.
Упражнения по выработке того или иного навыка следует повторять примерно 3 8 раз в день (один раз в 5 7 минут) В зависимости от индивидуальных особенностей щенка и ха рактера вырабатываемого навыка. Если из-за усталости у щенков резко ухудшилось проявление вырабатываемых навыков, следует сделать перерыв в работе на 5 10 дней. После отдыха у щенков обычно четко проявляются те навыки, которые у них вырабатывались.
Во время выработки навыков у щенков нельзя допускать многократного повторения команд, пустословия, так как это приучает безразлично относиться к звукам, произносимым хозяином, и мешает выработке навыков. Излишняя муштровка не повышает качества работы щенка, а, напротив, снижает активность, приглушает его врожденные свойства поведения.
Поведение щенка по мере его роста и развития быстро изменяется. Воспитывать щенка это значит способствовать образованию у него ряда прочных условных рефлексов-при вычек, необходимых на службе по охране границы, охране жилья, важных объектов, пастьбы скота и т. п.
Маленький щенок, попав в новую обстановку, знакомит ся с предметами, звуками, со всей окружающей его средой. Например, передвигаясь, он наталкивается на различные предметы, и у него начинают вырабатываться условные реф лексы по преодолению препятствий, он обходит их, переле-зает и т. п. В последующем щенок смело передвигается среди знакомых ему предметов. Со временем количество услов ных рефлексов увеличивается, то есть жизненный опыт щенка обогащается.
Однако нервная деятельность щенка не есть нечто проч но установившееся, она может изменяться под влиянием раздражителей внешней среды. В зависимости от характера этих раздражителей врожденные свойства щенка изменяются в ту или иную сторону, он может приобрести или хорошие или плохие навыки-привычки (условные рефлексы).
Только зная особенности щенков, ежедневно наблюдая за их поведением, можно создать обстановку, подходящую для образования нужных условных рефлексов и предупреж дения нежелательных. Учитывая особенности поведения каждого щенка, можно правильно подобрать те или иные раздражители, чтобы вызвать желательные действия щенка (рефлексы) и затормозить нежелательные.
Человек должен добиться доверчивого отношения и при вязанности к себе каждого щенка. Чем больше времени он проводит со щенками, гуляет, играет, кормит, чистит, тем лучше между ним и щенками устанавливается "контакт". В обращении со щенками надо быть всегда ровным, ласко вым и терпеливым. Какие-либо неудачи или плохое настрое ние не должны отражаться на отношении к щенку. В воспи тании щенков необходимо соблюдать последовательность: сначала знакомить их с простыми, а затем с более сложны ми условиями окружающей среды, учитывая возраст и осо-бенности их реагирования на всевозможные раздражители.
Процесс воспитания щенков с учетом возрастных осо бенностей можно разделить на три периода:
Первый период подсосный, до отъема щенков от суки.
Второй период с 1,5-месячного до 5 6-месячного воз раста.
Третий период с 5 6-месячного возраста до передачи на систематическую дрессировку (11 '12-месячного возраста). Это период индивидуального воспитания щенков.
Первый период. По данным ряда исследователей услов ные рефлексы со всех анализаторов у щенков начинают про являться с 20 25-го дня после рождения.
Примитивные обонятельные, пищевые рефлексы проявляются в первые дни жизни щенков и имеют условно-безус ловную природу. В формировании их участвуют вкусовой, двигательный, тактильный, температурный и обонятельный анализаторы. Если же выключить из этого комплекса, на пример, вкусовое раздражение, то обонятельные рефлексы образуются лишь на 20 22-й день жизни щенка.
Главная задача воспитания щенков в подсосный пе риод ознакомление их с многообразными раздражителями окружающей среды. Это облегчается содержанием щенков вместе с сукой, от которой они в порядке подражания усваи вают реакции на те или иные раздражители. Следует учиты вать, что подражательные рефлексы у щенков проявляются в наиболее активной форме.
Прогулки основное средство, с помощью которого можно ознакомить щенков с окружающей средой и при учить их спокойно реагировать на всевозможные раздражи тели. На щенка действуют многообразные раздражители: животные, различные запахи, звуки (транспортных средств, выстрелов и др.), посторонние люди, лес, поезда, ветер, дождь, гром, всякие препятствия и т. п. Необходимо знакомить щенков со всеми раздражителями и воспитывать у них небоязнь к одним и осторожность к другим. При этом необходимо соблюдать определенную последовательность.
Начинать знакомство с раздражителями надо в простой обстановке и постепенно усложнять ее. Нельзя прямо из пи томника выводить щенят в оживленные места. Множество людей, шум, гудки, звонки, грохот транспортных средств испугают щенков, страх может остаться надолго, а повто-рение подобных прогулок сделать щенков трусливыми. За пугать щенков легко, но угасить страх трудно.
Прогулки начинают, как только щенки обретут способ ность к самостоятельному передвижению. Вначале щенков выводят на прогулку 2 3 раза в день по 15 минут всем пометом вместе с сукой в спокойное тихое место на терри тории питомника или вблизи него. Постепенно продолжитель ность прогулок увеличивается, и щенков знакомят с разно образными раздражителями. При этом следует вырабатывать у щенков навыки на команды "Ко мне", "Гуляй". Навык подбегать по команде "Ко мне" следует вырабатывать и при кормлении. Перед дачей корма надо подзывать суку, а с ней и щенков, вначале на близком расстоянии (5 7 м), а затем увеличивать его.
Во время прогулок, когда щенки с сукой отбегают на небольшое расстояние (5 7 м), вожатый по команде "Ко мне" подзывает суку, вместе с ней подбегают и щенки. Вожатый их ласкает, одновременно произносит команду "Хорошо" и дает по кусочку лакомства, после чего начинает с ними играть, В течение каждой прогулки 3 6 раз с промежутками 5 10 минут подается команда "Гуляй", а затем "Ко мне". Если щенки подбегают не слишком активно, надо от них убегать, как только они начинают приближаться. Стремясь скорее догнать хозяина, щенки вместе с сукой бу дут подбегать быстрее и оживленнее. При ежедневном повторении этих упражнений рефлекс на команду "Ко мне" у щенков автоматизируется и становится безотказным.
Второй период воспитания щенков начинается сразу после отъема от суки. Щенки всем пометом содержатся днем в специальных выгулах размером 6х6 м, стенки кото рых делают из металлической сетки высотой 1,5 2 м - В вы гулах устраиваются небольшие препятствия в виде канав, барьеров высотой 10 15 см, подвешиваются мягкие тряпки для развития хватки. В качестве игрушек в выгул кладутся большие кости, куски толстой веревки, резиновый мяч и т. п.
Нужно учитывать возрастные особенности поведения щенков. По данным исследований Л. Н. Козловой, у щенят в возрасте двух-трех месяцев внешнее торможение почти от сутствует, условные рефлексы вырабатываются максимально быстро, быстрее, чем в другие периоды. В возрасте 25 40, 42 50 дней, а также четырех-пяти и шести-семи месяцев отмечается большая интенсивность внешнего торможения и в связи с этим более длительное образование новых услов ных рефлексов. Возрастают индивидуальные колебания в скорости образования условных связей и внешнего тормо-жения у разных щенят.
Работа со щенками становится более сложной. Если с сукой-матерью щенки вели себя смело среди различных раздражителей, то без суки они становятся более осторож ными. Поэтому впервые 2 3 дня пребывания их без суки следует воздействовать на них раздражителями меньшей силы. Так, например, прогулки проводить вблизи питомника, в местах с минимальным количеством уже "знакомых" щен кам раздражителей.
В этот период ведется дальнейшее воспитание и упро чение у щенков привязанности к своему хозяину (вожатому), воспитание недоверчивого отношения к посторонним людям; выработка навыков общей смелости, активной подвижности, умеренной злобности (агрессивности) и крепкой хватки за тряпки и мягкую верхнюю одежду постороннего человека (помощника дрессировщика). Одновременно щенков при учают к кличке, ошейнику, поводку, розыску и подноске предметов, вырабатывают навык на команду "Место". Необ ходимо приучать щенков к воде, плаванию и осторожно вы рабатывать навык прекращать действия по команде "Фу". Следует как можно больше тренировать обонятельный ана лизатор.
Исследованиями установлено, что наилучший возраст для выработки рефлексов привязанности к человеку у щенят до семи недель. Уже с 5-недельного возраста у щенков'! возникает, а затем усиливается стремление избегать контакта с человеком. Причем если привязанность к человеку не выработана до 14-недельного возраста (при особых условиях выращивания), то у щенков возникает такое сильное стремление избегать человека, что закрывает путь к сближению с ним. Этот возраст исследователи считают верхней границей 1 периода развития привязанности у собак. К концу этого периода максимально усиливается реакция страха. Эти данные, следует учитывать при воспитательной дрессировке щенков.
Прогулки проводятся в разнообразных условиях местности: в поле, а лесу, вблизи дорог, населенных пунктов. После этого переходят к прогулкам на мало оживленных улицах, потом на более людных улицах, где имеется движе ние конного транспорта, автомобилей, затем при возможно-сти вблизи железных дорог. Все это следует делать посте пенно, с таким расчетом, чтобы к шести-восьми месяцам щенки были знакомы с разнообразными раздражителями и спокойней реагировали на любую обстановку. Если на про гулке что-либо испугает щенка, не следует оставлять этого' без внимания. Вожатый должен подойти к предмету, кото рого испугался щенок, подозвать щенка и дать возможность осмотреть и обнюхать этот предмет, подбадривая щенка по глаживанием, дачей лакомства. Играя, надо подбегать со' щенками к "страшному" для них предмету или несколько раз проходить мимо, поглаживая и лаская их в этот момент, давая им лакомства (кусочки мяса).
Важно продолжать поддерживать общение щенков друг с другом и со взрослыми, хорошо дрессированными собаками с целью более успешной выработки необходимых черт поведения в порядке подражания. На прогулки со щенками' нужно брать смелую дрессированную собаку
"Подражание или подражательные рефлексы есть факт повторения одним животным сложных реакций поведения, отдельных движений и различных действий, проделываемых другими животными" (В. Я. Кряжев).
У щенков подобные рефлексы проявляются очень сильно. Общение, стадность в разной степени свойственны всем жи вотным. Щенки для пастушьей службы обычно выращиваются при стадах-отарах и содержатся вместе со взрослыми! дрессированными собаками, от которых путем подражаниям усваивают нужное поведение (навыки)-
Физическую нагрузку надо увеличивать постепенно чтобы не переутомлять щенков, и постоянно следить за их поведением. Лучшая физическая тренировка для щенка-прогулки и игры со щенками одного возраста.
Нужно учесть, что щенки в группе ведут себя смело, активно, а в одиночку проявляют излишнюю осторожность, иногда и трусость. Поэтому переход от группового воспи тания к индивидуальному должен быть последовательным, т. е. уменьшать группу щенков и вводить усложнения сле дует постепенно, чтобы к пяти-шести месяцам перейти на индивидуальное воспитание.
С трехмесячного возраста щенков разделяют на груп пы по 2 3 щенка и работу с ними по выработке желатель ных рефлексов (привычек) усложняют. Кроме ежедневных 3 4-часовых прогулок, начинают приучать щенков к кличке, подноске предметов, преодолению препятствий, поиску вожатого. Для клички подбирается легкое для произношения короткое слово (Дик, Бой, Меч, Даль, Гром, Зной и т. п.). При подзыве щенка и даче корма надо называть его кличку. Кличка условный раздражитель, а безусловный раздражи тель пища; следует еще применять поглаживание. Кличку произносят ласковой интонацией, затем дают кусочек мяса и поглаживают щенка. Когда выработался условный рефлекс на кличку, от дачи лакомства воздерживаются, заменяя его командой "Хорошо" в поощрительной интонации и поглажи ванием. Не надо злоупотреблять кличкой без подкрепления ее лакомством или поглаживанием, так как щенок перестанет реагировать на кличку. Не следует называть кличку перед подачей других команд, так как кличка включается в комп лекс других раздражителей и щенок будет проявлять навык после произнесения клички и другой команды.
Во время игр со щенками их приучают к подноске пред метов, что имеет большое значение в дальнейшем при их дрессировке. В качестве апортировочного предмета вначале используют трубчатые кости, затем жгут из тряпки, кусок толстой веревки, палочки длиной 15 18 см и др.
Предметы нужно разнообразить как по форме, цвету, гак по качеству и тяжести, чтобы вырабатывалось обобщен ное отношение к предметам и щенок находил бы и приносил любой брошенный дрессировщиком предмет. При этом сле дует умело дозировать упражнения, чтобы не допустить вы работки плохих привычек: навязчивого стремления собаки постоянно играть с предметами, держать их во рту и т. п.
Выработка навыка подноски предметов основывается на инстинктивной реакции щенка схватывать предметы, находя щиеся в движении. Приучение щенков к апортировке произ водится так. Предметом размахивают около морды щенка, подбрасывают его и ловят, но щенку не дают его схватить. Щенок подпрыгивает, бегает, стремясь поймать двигающийся предмет. Иногда надо дать возможность схватить вещь по команде "Апорт". Через несколько секунд предмет по коман де "Дай" отбирают и щенку дают лакомство. Затем предмет забрасывают на виду у щенка, подается команда "Апорт> и жест рукой в сторону брошенного предмета. Щенок нахо дит предмет и хватает его. Вожатый одобряет его командой "Хорошо", подзывает щенка, берет у него предмет и дает ему лакомство.
Используя погоню щенка за брошенным предметом, а также во время игры надо приучать его к прыжкам через небольшие препятствия (низкие барьеры, небольшие канавы, рвы, бревна и т. п.). Подобные упражнения развивают у щен ка привычку не бояться препятствий, встречающихся на пути, и в дальнейшем облегчают выработку навыков преодоления более сложных препятствий.
На территории питомника надо устроить специальную тренировочную площадку с различными препятствиями, чтобы приучить щенков к преодолению их; это развивает ловкость, подвижность, укрепляет мышцы и костяк. На пло щадке оборудуют небольшие лестницы (желательно две, для щенков разных возрастов), заборы и бумы разной высоты, канавы разных размеров (через самую большую из них кла дется доска и лестница), качающаяся доска. Для развития хватки устраивают вертящиеся стойки с тряпками.
Начиная с 2-месячного возраста щенят приучают к пре одолению самых низких препятствий уже на тренировочной площадке. С этой целью со щенятами занимаются 1 2 раза в день по несколько минут, соблюдая последовательность и осторожность, побуждая щенков к движению через пре-пятствия во время игры с ними и оказывая им при этом помощь.
С 3-месячного возраста щенков следует приучать к по иску человека. Вожатый незаметно отбегает от щенков и прячется за местными предметами. Когда щенки найдут вожатого, он произносит команду "Хорошо" и дает лакомство. Такие упражнения вырабатывают у щенков навык к поиску вожатого по его запаху, а затем и постороннего человека, тренируют функции обонятельного анализатора. С этой же целью рекомендуется как можно чаще разбрасывать кусочки мяса на небольшом участке, покрытом травя ным покровом и затем выводить туда щенков.
Найдя кусочек мяса, щенок будет продолжать поиски следующего, совершенствуя и развивая поисковую реакцию. По окончании игры, тренировки или кормления щенков за водят в закрепленный выгул, и вожатый всегда подает команду "Место".
С 4-месячного возраста щенков приучают к плаванию, к ошейнику, поводку, вырабатывают рефлекс на команду "Гуляй", совершенствуют рефлекс на команду "Ко мне", усложняют условия выработки навыка подноски предметов. Кроме того, щенков приучают к крепкой хватке, вырабатывают у них рефлексы на команды "Фасе" и "Фу", приучают к преодолению более сложных препятствий на тренировочной площадке. Препятствия (канавы, рвы, бумы, заборы, лест ницы и др.) должны по своим размерам соответствовать возрасту щенков. Высота барьеров для 4-месячных щенков должна быть в пределах 25 35 см.
Приучать щенков к ошейнику и поводку надо для того, чтобы в дальнейшем можно было при необходимости их привязывать и приучать к движению рядом с вожатым. Ча ще всего приучение к ошейнику и поводку производится во время прогулок и игры со щенками, а также во время их кормления. Рекомендуется во время игры, отвлекая щенка игрой или дачей лакомства, вначале несколько раз привязать ему на шею тряпку. Затем, играя и поглаживая, осторожно надеть на шею щенка облегченный ошейник. Если это вызо вет беспокойство, надо отвлечь щенка игрой или дачей корма. Через некоторое время ошейник рекомендуется снять, а затем упражнение повторить. По мере закрепления навыка щенка оставляют с ошейником на более длительное время. При групповом содержании ошейники снимаются, чтобы щен ки их не грызли.
Когда щенок начнет спокойно относиться к ошейнику, начинают приучать его к поводку. Рекомендуется использо вать легкий веревочный поводок, который пристегивается к ошейнику во время игры со щенком. Если щенок будет бес покоиться, необходимо отвлечь его от поводка путем игры, дачи лакомства и т. п. Эти упражнения надо проводить кратковременно, но периодически повторять. Поводок при стегивают перед выходом на прогулку, это способствует выработке навыка идти на поводке за вожатым. Щенок не должен чувствовать ошейника: он не должен быть надет ни чрезмерно свободно, ни туго. Нельзя производить резких рывков за поводок или ударять щенка поводком это может вызвать боязнь поводка и недоверие к вожатому.
Особое внимание надо обратить на выработку у собак хорошей, сильной хватки, смелости и уверенности. Щенки обычно любят хватать тряпку, тянуть ее, пытаясь отнять у вожатого. Кроме тряпок, можно использовать мягкую толстую веревку, мягкий ремень и т. п. Помахав перед щенками веревкой, вожатый дает им возможность схватить ее за другой конец. Спустя некоторое время надо выпустить веревку из рук, чтобы у щенков эта реакция закончилась достижением цели. После выработки "заинтересованности" в хватке за тряпку или веревку необходимо усложнять упражнения, развивая злобу к постороннему человеку. С этой целью помощник вожатого в плаще, держа в руках тряпку, укрывается в определенном месте. Когда вожатый со щенками приближается к месту укрытия, помощник выходит

Развитие злобы у щенков.
и размахивает тряпкой. Вожатый подает команду "Фасе" и набрасывается на помощника, стремясь свалить его. Как только щенки начнут хватать за тряпку и полы плаща, вожатый подает команду щенкам "Хорошо" Дав щенкам слегка потрепать помощника за одежду, вожа тый подает ему команду "Ложись", отходит в сторону от спокойно лежащего помощника, подзывает к себе щенков, дает им лакомство и продолжает с ними прогулку. В даль нейшем щенков приучают к задержанию убегающего и поиску укрывшегося постороннего человека.
В процессе выработки у щенков различных оборони тельных навыков целесообразно, чтобы эти навыки демон стрировались дрессированными собаками в присутствии щен ков; у них эти навыки будут закрепляться.
Упражнения по развитию злобности у щенков также сле дует проводить с участием дрессированной собаки. Агрессив ная реакция будет проявляться при таких условиях более активно. По мере укрепления навыков характер упражнений и обстановку следует разнообразить. Для приучения щенков к преодолению препятствий тоже следует использовать дрес сированную собаку.
При выработке рефлекса "а команду <Фу" не следует подавать команду в резком тоне, а болевое подкрепление должно быть слабым. У щенков вырабатывают навык са диться по команде "Сидеть" и ложиться по команде "Ле жать".
Приучать щенков спокойно реагировать на выстрелы следует начинать как можно раньше, примерно с 2-месячного возраста, и проводить не реже двух раз в неделю. Вначале выстрелы надо производить вдали от щенков на расстоянии 250 300 м, а затем постепенно сокращать расстояние. В ко нечном результате 8 9-месячные щенки не должны бояться выстрелов, производимых в 10 12 м, в том числе и при от сутствии около них вожатого. При первоначальных упражнениях следует следить за поведением щенков и отвлекать их во время звуков выстрелов другими раздражителями (пи щей, посторонним человеком и т. п.).
Третий период. С 5 6-месячного возраста переходят на индивидуальное воспитание щенков. Выгуливание произво дится на поводке, вырабатывается навык "хождение рядом". Продолжают совершенствовать хватку с перехватыванием и развивают злобу. Однако стремление к развитию чрезмер ной злобности с самого раннего возраста нежелательно, так как у щенка развивается повышенная нервозность.
У щенков следует воспитывать крепкую нервную систе му, т. е. чтобы они спокойно реагировали на разнообразную окружающую обстановку. Целесообразно приучать щенков к тем условиям, в которых они будут применяться на служ бе (промышленные объекты и шум города, пристаней, стан-ций и т. п.).
Не надо забывать возрастные особенности образования условных рефлексов. По данным М. П. Клявина, Е. М. Коба-кова, Л. Н. Стельмаха и В. А. Трошихииа, наиболее быстро двигательные, пищевые и оборонительные условные рефлек сы вырабатываются в возрасте от одного до четырех меся цев. Начиная с четырех-шести месяцев жизни щенка выра ботка двигательного, пищевого и оборонительного условных рефлексов со слухового анализатора замедляется.
Ежедневно со щенками надо проводить прогулки на большие расстояния (до 4 5 км), а количество их сокра щается до двух в день. В этот же период щенков постепенно приучают к перевозке на автомашине. Совершенствуют и усложняют ранее выработанные условные рефлексы. Во время чистки щенков вырабатывают условный рефлекс на команду "Стоять".
С 7-месячного возраста воспитательная дрессировка щенков усложняется, продолжается выработка обще дисцип линарных навыков и начинается первоначальная выработка некоторых специальных навыков: задержание убегающего человека, охрана вещей, задержанного и др. Щенки при учаются к наморднику.
При хорошем росте, общем физическом развитии и дру гих положительных качествах щенки в 11 12-месячном возрасте передаются для дрессировки к розыскной, конвойной, сторо жевой, караульной службе и др.
Таким образом, воспитание и физическое развитие щенков сводится к развитию у них положительных реакций (привычек): смелости, недоверчивости к посторонним, злоб ности, физической выносливости; к недопущению возник новения нежелательных реакций (условных рефлексов) трусости, боязни автомашин и других раздражителей, излишней отвлекаемости на различные посторонние предметы, стремления бесцельно носиться, ласкаться к посторон ним, кусать хозяина или прыгать на него, опираясь перед ними лапами и т. п. Распустить щенка просто, но взять его после этого в руки очень трудно, а иногда не удается.
С целью изучения поведения щенков ежедневно ведется тщательное наблюдение за проявлением оборонительных, пищевых и ориентировочных рефлексов, двигательных реак ций, учитывается привязанность щенков к вожатому, отно шение к необычным и умеренно сильным раздражителям и т. п. Результаты наблюдений за поведением щенков один раз в неделю записываются в тетрадь в произвольной фор ме. До 3-месячного возраста записывается характер пове дения помета щенков в целом, а потом ведутся записи о поведении каждого щенка в отдельности. В зависимости от поведения отдельных щенков подбираются специальные раздражители для выработки условных рефлексов и затор маживания нежелательных реакций.
Любители-собаководы нередко занимаются воспитанием щенка без определенной системы упражнений, режима их повторений, учета возрастных особенностей, что приводит к выращиванию неполноценной собаки, часто с дурными привычками.
Чтобы вырастить хорошую собаку, надо уметь выбирать щенка. Приобретая 1 1,5-месячного щенка, любитель-соба ковод, прежде всего, должен убедиться в чистопородности щенка по его родословной карточке и выяснить, какими положительными и отрицательными служебными качествами отличались его предки. Родословная на щенка должна иметь не менее четырех-пяти колен предков со стороны отца и матери. Щенок должен быть здоровым, без каких-либо физических недостатков, нормального роста и развития, активным, подвижным с правильным прикусом резцов. У щенка, предки которого имели прекрасный экстерьер, но совершенно не дрессировались и не использовались на какой-либо службе или обладали плохими служебными качествами, природные служебные качества будут в подавленном дегенеративном состоянии. Характер ные наследственные особенности щенка имеют большое значение, как при воспитательной дрессировке, так и при даль-нейшем обучении для службы и использования.
Любитель-собаковод, приобретая щенка, должен принять все меры к тому, чтобы правильно его вырастить, и умело осуществлять воспитательную дрессировку.
Чтобы вырастить хорошую служебную собаку и тем бо лее пригодную для племенного использования, от специалис тов и любителей-собаководов требуются большие усилия, настойчивость, внимание, трудолюбие и строгая система с соблюдении режима выращивания и воспитания.
Всю работу по воспитанию щенков в служебных и ведомственных питомниках КСПС инструктор-вожатый проводит на основе научно обоснованного расписания упражнений, составленного опыт ными специалистами службы собак. Любители-собаководы по вопросам воспитания щенка должны чаще консультиро ваться у специалистов ближайшего клуба служебного собаководства КСПС или других профессиональных организаций и руководствоваться учебными пособиями по данному вопросу.
Правильный отбор, хорошие условия кормления, содержания, направленное воспитание и физическое развитие щенков обеспечат выращивание хороших собак, легко поддающихся разнообразной дрессировке и пригодных к безотказной службе в органах МВД, по охране государственной границы, важных объектов, жилья и др.
Категория: Мои статьи | Добавил: voron (24.11.2010)
Просмотров: 830 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0