Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [30]
Поиск
Киевское время
Друзья сайта




Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ ЩЕНКА
ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ ЩЕНКА

Существует много способов дрессировки собаки, но все более популярными становятся методы положительного подкрепления. Положительное подкрепление имеет то преимущество, что поощряет вашу собаку "хотеть" учиться и подчиняться.
Домашние собаки произошли от волков, которые живут стаями. Когда собака приходит в человеческий дом, она готова следовать правилам и подчиняться лидеру. Главная цель дрессировки - помочь вашей новой собаке увидеть в вас лидера. Положительное подкрепление прекрасный путь изменить поведение и успешно выдрессировать вашего нового щенка. Хотя время от времени вам придется наказывать нашего питомца, всегда отмечайте хорошее поведение к поощрять его. Никогда не оставляйте хорошее поведение незамеченным.
РАННЕЕ НАЧАЛО
Начинать дрессировку нашего щенка надо как можно раньше. На самом деле обучение щенка начинается с того момента, когда он появляется в вашем доме. Так зачем ждать до шести месяцев, чтобы учить его командам и бороться с теми дурными привычками, которые он успел усвоить? Самое важное в ранней дрессировке - это терпение. Сеансы дрессировки должны быть короткими, используемые методы - простыми как для вас, так и для вашего питомца.
Дрессировка взрослой собаки немногим отличается от дрессировки щенка. Некоторые собаки уже знакомы с основными командами, в этом случае требуется только повторение и положительное подкрепление. У других собак могут развиться плохие привычки, для избавления от которых потребуется время.
ХИТРОСТИ ДРЕССИРОВКИ
Собаку можно дрессировать без поводка или применения силы к питомцу. Однако у поводка есть свои преимущества. Даже если вы и не держите поводок в руках, он все равно сигнализирует нашему питомцу, что вы - лидер. Кроме того, это поможет щенку привыкнуть к поводку на прогулках.
Собаки внимательно следят за нашими движениями, и сигналы руками очень эффективны при дрессировке особенно, если вы держите в руке корм. Сигналы рукой с кормом помогают собаке занять правильные положения при обучении её таким традиционным командам, как "сидеть", "лежать", "стоять", "рядом", "место" и "ко мне".
Для собак, которые любят поесть, хороший способ обучения новым командам состоит в использовании лакомства в качестве подкрепления вместе с похвалой. Другие собаки лучше реагируют на игрушку.
Очень важно пользоваться кормовыми поощрениями нерегулярно, не отказываясь от них совсем. Цель состоит в том, чтобы сделать эти награды лакомством, непредсказуемым для собаки. Словесная похвала, напротив, должна использоваться при каждой правильной попытке собаки.
Обучая щенка основным командам, произнесите команду один раз и ждите, пока ваш питомец исполнит се. Всегда старайтесь закончить сеанс многочисленными похвалами.
ГДЕ И КОГДА
Для начала дрессировки требуется тихое место, где мало что отвлекает внимание собаки. Непосредственно дрессировать может только один человек в одно время. Сеансы дрессировки не должны быть долгими. Длительность дрессировки можно оценивать и реакцией щенка. Если, в начале, щенок выполняет все хорошо, а потом теряет интерес, то пора закончить дрессировку. Не ограничивайте дрессировку только планируемыми занятиями. Простые упражнения вполне могут быть включены в обычные ежедневные дела, например, можно попросить щенка сесть до начала кормления или прогулки. Когда в качестве подкрепляющего фактора используется корм, лучше дрессировать щенка до кормления, пока он еще голоден. Если ваш питомец чего-то "хочет", то оно скорее выполнит то, что вы просите.
Любую собаку следует обучить команде "внимание". С ее помощью вы привлекаете внимание вашей собаки, чтобы иметь возможность отдать последующие команды.
1. Когда собака стоит мордой к вам, произнесите "Внимание!", показывая рукой на свои глаза. Постарайтесь сохранить на себе взгляд собаки в течение 10 секунд.
2. Отпустите собаку со словами "хороший пес". Повторяйте это упражнение часто в разных местах.
Важно!
Сеансы дрессировки должны быть короткими и интересными. Старайтесь закончить занятия на высокой ноте, сразу после успешного выполнения собакой упражнения.
Навыки и правила их выработки у собак
Навыки это действия собаки, которые в результате длительного повторения в ответ на действия раздражителя стали проявляться автоматически. У животных они неосознанны и вырабатываются в ходе приспособления к окружающей среде и целенаправленной дрессировки. Обычно навык последовательное проявление собакой нескольких положительных и тормозных условных рефлексов. Например, навык на команду "Ко мне!" состоит из нескольких условных рефлексов, находящихся между собой в определенной связи. Во-первых, проявляется рефлекс движения собаки к дрессировщику, во-вторых, она садится около него и, в-третьих, проявляется тормозной рефлекс, обеспечивающий выдержку собаки в занятом положении. Процесс выработки навыка можно разделить на три периода.
Первый дрессировщик подбирает условия без сильных посторонних раздражителей и начинает выработку первоначального условного рефлекса, входящего в состав навыка. Так, навык подносить предметы развивают с выработки у собаки по команде "Апорт!" хватания предмета, находящегося в руках дрессировщика.
Второй совершенствуя первоначальный условный рефлекс, начинают последовательную выработку новых рефлексов, входящих в состав данного навыка. Например, рефлекс хватания предмета по команде "Апорт!" дополняется выработкой новых рефлексов: сначала собаку приучают брать зубами предмет, брошенный вблизи, затем отыскивать заброшенный далеко и подносить дрессировщику. Таким образом, навык вырабатывается в целом.
Третий продолжаются выработка и усвоение выработанного во второй стадии навыка до автоматического его выполнения по команде дрессировщика в различных условиях и при наличии отвлекающих раздражителей.
При дрессировке собак необходимо соблюдать следующие правила: иметь два раздражителя, один должен быть звуковым (команда), второй механическим (рывок поводком, пища).
Выработка условного рефлекса должна основываться на обязательном сильном безусловном. Только в таком случае вырабатывается за более короткое время стойкий рефлекс. Поэтому если условный рефлекс вырабатывается на базе безусловного пищевого, собаку перед работой не рекомендуется кормить.
Сила возбуждения животного на безусловный раздражитель должна быть большей, чем на условный сигнал, хотя четкость и приказная интонация команды обязательны. Например, нажимать рукой на поясницу собаки следует сильно, четко и кратковременно. Если команду "Сидеть!" подавать очень громко, но на поясницу не нажимать, а лишь прикасаться к ней, т. е. оказывать слабое раздражение, рефлекс не образуется.
Условные и безусловные раздражители нужно правильно сочетать. Безусловный раздражитель применяют через 1 2 секунды после условного. Так, подают команду "Рядом!" и через 1 2 секунды делают рывок поводком.
Раздражители надо применять многократно. Повторять их действие можно через 2 3 минуты. В течение дня рекомендуется до 15 20 упражнений при выработке навыков на пищевом подкреплении и до 5 10 упражнений при выработке оборонительных рефлексов. Однако когда вырабатываемый навык упрочивается, необходимо изменять режим упражнений и время между ними: то сокращать, то удлинять.
При дрессировке в первое время должны отсутствовать посторонние раздражители, так как они вызывают ориентировочный рефлекс, а значит, отвлекают собаку, мешая выработке нужного рефлекса. Однако когда условный рефлекс уже выработан обстановку следует постепенно усложнять, чтобы собака могла работать в любых сложных условиях.
Дрессируемая собака должна быть здоровой и бодрой. У вялой, больной рефлексы не вырабатываются. Обращаться с собакой нужно спокойно, бережно. При грубом поведении условные рефлексы не образуются: этот процесс тормозится защитными реакциями организма.
Всегда ли нужно подкреплять условный раздражитель безусловным? В начальный период выработки навыка подкрепление надо применять систематически. Как только навык начинает проявляться на сигнал, дрессировщик изменяет порядок применения. Целесообразно подкрепление применять все реже и реже, в неопределенном порядке и как бы неожиданно для собаки. Она все время ждет его, но когда подкрепление последует, после какого упражнения для нее неизвестно. Этот фактор поддерживает активность собаки в работе. В последующем, по мере еще большего упрочения навыка на сигнал дрессировщика, подкрепление применяют лишь от случая к случаю. В ходе выработки нужных навыков правильные действия собаки поощряются восклицанием "Хорошо!", поглаживанием, дачей лакомства, а неправильные останавливаются и исправляются, что также способствует лучшей выработке рефлексов.
Когда навык прочно закреплен, он проявляется автоматически на условный сигнал и без подкрепления: сытая собака будет хорошо работать по командам дрессировщика. Здесь уже ведущая роль в формировании поведения принадлежит внешним факторам и возникшей потребности совершать определенные мышечные движения.
Учитывая закономерности выработки навыка, не следует на одном занятии заниматься несколькими. Целесообразно вырабатывать один навык, затем сделать перерыв в работе 5 6 минут, изменить обстановку и после этого переключиться на другую работу, более легкую.
Индивидуальный подход к дрессировке собак. При дрессировке необходимо правильно анализировать поведение собаки, учитывать состояние ее организма, возраст, условия содержания и воспитания, преобладающую реакцию поведения, особенности типа нервной системы, двигательную активность, естественные повадки, привычки и в соответствии с этим определять методику обучения. Все это входит в понятие "индивидуальный" подход.
Серьезно обучать собак следует с возраста восьми месяцев до полутора лет. Более молодые чувствительны к раздражителям, особенно механическим, что нередко вызывает развитие трусости. Начальная, так называемая воспитательная, дрессировка начинается значительно раньше, еще в щенячьем возрасте. Молодых собак следует постепенно вовлекать в работу, строго соблюдая режим упражнений и применяя в основном подражательный метод. У собак в возрасте двух лет и более навыки вырабатываются труднее. К этому времени они нередко приобретают нежелательные навыки, мешающие дрессировке. В случае неправильного воспитания у таких животных могут укорениться в поведении отрицательные черты, которые в этом возрасте исправить сложнее: собака может быть трусливой, ласковой к посторонним, отвлекаться на посторонние раздражители и пр.
Обучая комнатную собачку в домашних условиях, владелец должен знать, что запрещающую команду "Фу!", "Нельзя!" следует всегда отдавать строгим голосом, а при непослушании даже угрожающим тоном и первое время сопровождать ее легким шлепком, рывком поводка. Очень скоро собака поймет, что от нее требуется.
Дрессировку производят на лакомство, т. е. за каждое исполнение собака получает кусочек мяса или что-нибудь другое вкусное. Когда она начнет исполнять команды, лакомство дают не всякий раз, а через несколько повторений. При дрессировке нельзя бить животное, раздражаться, кричать на него. Все команды необходимо отдавать всегда одинаково. Например, если вы учите собаку садиться по команде и избрали для этого слово "Сидеть", то нельзя говорить "Сядь, садись!" или что-то в этом роде. У нее вырабатывается условный рефлекс только на слово "Сидеть!" и на соответствующий этому жест. Дрессировка собаки доступна каждому, ничего особенного и сложного в этом нет. Нужно только терпение.
Техника дрессировки сводится к трем основным моментам: заставляют животное сделать нужное движение; поощряют его за правильно выполненное действие; одновременно подают нужный сигнал голосом или жестом.
Труднее всего заставить животное сделать нужное движение, а затем почувствовать время и момент применения поощрения лакомством или лаской. Допустим, вы хотите приучить собаку садиться при слове "Сидеть!". Окликните ее, ласково подзовите к себе. Возьмите кусочек лакомства. Собака внимательно наблюдает за движениями вашей руки. Держите лакомство чуть выше ее головы, так, чтобы она была запрокинута вверх. Собака невольно сядет, ей так удобнее смотреть на вашу руку с лакомством. Повторяйте все время команду "Сидеть, сидеть!" Как только собака села, ласково погладьте ее и дайте лакомство. Так нужно проделать несколько раз, пока она быстро и охотно не сядет, ожидая награды. Когда рефлекс твердо выработается, слова приказа можно произносить с любой интонацией, и собака всегда выполнит ваше желание.
Подобным образом вырабатывается рефлекс на слово "Ложись!". Если вы хотите научить собаку "здороваться", т. е. подавать лапу, попробуйте сделать так. Посадите ее перед собой. В левую руку возьмите кусочек лакомства и со словами "дай лапу" возьмите ее правую лапу и тут же дайте лакомство. Повторите это несколько раз. Когда вы чувствуете, что собака не сопротивляется, скажите "дай лапу" и протяните ей что-нибудь вкусное. Она потянется за лакомством, но ваша рука преградит собаке путь. Животное обязательно приподнимет лапу. Дайте за это лакомство. Повторяйте эти движения, усложняйте их. Поощряйте собаку каждый раз, когда она своей лапой прикоснется к вашей руке и так до тех пор, пока не научится класть лапу на протянутую руку. Но не стремитесь достичь всего за один день. Собака может устать от обучения и отказаться выполнять ваше желание. Не спешите, сделайте перерыв. Процесс обучения сложный и утомительный как для вас, так и для животного.
Вы можете обучить прыгать собаку через препятствие в обруч или через палочку, которую держите в руке. Сначала нужно заставить ее перешагнуть через препятствие, произнося при этом слово, которое выбрали как команду. Постепенно увеличивайте высоту препятствия и не забывайте подкреплять действия собаки ласковым словом и лакомством. Подобным образом вы можете научить ее прыгать со стула на стул, приносить разные вещи, например тапочки, газету, "танцевать вальс". Хорошо обученная собачка доставит много радости и удовольствия вам, вашим знакомым, да и самой ей будет веселее: ведь животные привыкают "работать" и делают это с большим удовольствием.
При содержании собаки вы должны запомнить несколько правил. Во время еды (людей, разумеется) не разрешайте ей сидеть возле стола и провожать жадным взглядом каждый кусок, который кладете себе в рот. Не давайте ей подачек со стола. Не дразните собаку, отнимая у нее корм. Приучайте ее спокойно относиться к тому, что вы берете кормушку даже во время еды. Не наказывайте собаку за проступок, совершенный в ваше отсутствие. Она не поймет причины наказания, будет бояться вашего прихода, но продолжать шкодить.
Если вы случайно причинили собаке боль, отвлеките ее игрой, лакомством и приласкайте. Стремясь развить злобу у собаки, никогда не натравливайте ее на членов семьи.
Ошибки дрессировщика. Поведение животного состоит из множества ответных реакций на внешние и внутренние раздражители. Формы поведения обусловлены внутренней природой организма, включающей и механизмы избирательной активности в процессе взаимодействия с внешней средой.
Мышечная деятельность обусловливает приспособительное поведение организма во внешней среде.
Ошибки при дрессировке затрудняют выработку у собак навыков и приводят к возникновению нежелательных рефлексов, снижающих служебные качества собаки. Причинами ошибок чаще всего бывают: слабые знания дрессировщиком физиологии, поведения этих животных и техники дрессировки, недостаточная наблюдательность за их поведением, отсутствие индивидуального подхода и т. п. Ошибки бывают общего и частного характера.
Одной из распространенных ошибок общего характера является субъективное понимание сущности поведения собаки. Дрессировщик переоценивает ее способности, полагая, что животное все понимает, в том числе и человеческую речь. В результате неправильного воздействия на собаку раздражителями уговаривает ее, упрекает в нерадивости и пр.
Нередко дрессировщик допускает ошибку в применении условных и безусловных раздражителей: применяет безусловный раньше условного, например, делает рывок поводком, а затем подает команду "Рядом!" Или многократно повторяет команду и лишь потом применяет безусловный раздражитель. В результате вырабатывается запаздывающий рефлекс. Иногда допускается большой интервал между условным и безусловным раздражителями, вследствие чего возникает следовой рефлекс вместо совпадающего.
Частой ошибкой является привлечение в качестве помощников одних и тех же лиц, надевающих одну и ту же одежду. В таких случаях собака привыкает реагировать только на знакомых помощников и на постоянную форму одежды и слабо реагирует на посторонних лиц в другой одежде.
Серьезная ошибка в дрессировке отсутствие конкретного режима упражнений или его нарушение при выработке определенного навыка. В результате возникает передрессировка, и выработка рефлекса затрудняется. Нельзя дрессировать собаку в одной обстановке и в одно и то же время. У нее может возникнуть нежелательный навык на обстановку и время. Собака плохо или вообще не будет работать в других условиях и в иное время суток.
Грубой ошибкой дрессировщика является умышленное натравливание собаки на животных и птиц. Это приводит к возникновению нежелательных навыков нападать на животных, идти по их следам и в результате сделает собаку малопригодной.

 Дрессировщик должен строго придерживаться следующих правил:
1. Начиная дрессировку, нужно внимательно изучить особенности поведения собаки (тип ВНД, преобладающую реакцию), приучить собаку к себе и лишь после этого приступать к работе.
2. На каждом занятии необходимо ставить определенную задачу и добиваться ее выполнения.
3. Строго соблюдать основное правило выработки условного рефлекса: условный раздражитель (команду, жест) применять несколько раньше безусловного, в крайнем случае - одновременно.
4. Команды не изменять, но использовать соответствующую интонацию и внимательно следить за правильностью и четкостью подачи команд и жестов.
5. Не нервничать, не допускать грубости и излишней ласки, быть требовательным и настойчивым, не забывая поощрять каждое правильное действие собаки.
6. Дрессировку следует проводить по принципу "от простого к сложному".
7. Не утомлять собаку однообразием упражнений, разнообразить занятия, стремясь сохранить заинтересованность собаки в выполнении различных действий.
8. Внимательно следить за физическим состоянием собаки.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ
Практические занятия по дрессировке служебных собак составляют стройную и последовательную систему обучения. Отработка у собак любых навыков производится путем применения целого комплекса разнообразных по технике построения приемов.
Вся система обучения (процесс дрессировки служебных собак) условно подразделяется на три последовательных периода:
а) общий курс дрессировки;
б) вспомогательный курс дрессировки;
в) специальный курс дрессировки.
В первом периоде обучения у собак отрабатывают простые навыки (общее послушание), состоящие из одного условного рефлекса первого и второго порядка. Устанавливается и до некоторой степени закрепляется связь (контакт) между дрессировщиком и дрессируемой собакой. Выявляются наклонности собак к тому или иному виду службы.
Во втором собак обучают более сложным навыкам вспомогательного характера, которые потом становятся как бы отдельными звеньями общей цепи специальных навыков для той или другой службы.
В третьем периоде, завершающем, собак готовят строго по определенному профилю специального цикла, например, сторожевых собак, розыскных, караульных и т. д. Однако здесь следует оговориться, что резко установить границы между условно обозначенными периодами обучения нельзя, так как на протяжении всего срока дрессировки параллельно сложным навыкам все время совершенствуются и повторяются навыки общей дрессировки.

Практика обучения собак показывает, что успех работы во многом зависит от решения следующих вопросов:
а) насколько умело организуются и методически правильно проводятся практические занятия;
б) хорошо ли сам дрессировщик владеет теорией, умеет ли правильно анализировать свои действия и поведение собаки;
в) насколько искусно владеет техникой обучения собак сам дрессировщик;
г) правильно ли подобраны собаки по служебным качествам и особенностям поведения;
д) насколько благоприятны условия окружающей среды, в которых, проводятся практические занятия.
В ходе занятий всегда должен соблюдаться принцип систематичности и последовательности. Нельзя достигнуть успеха, когда забываешь о последовательности. Стройная система, последовательность позволяют лучше и правильнее подобрать приемы для отработки навыков; связать навыки в единую систему всегда следует увязывать вновь отрабатываемый навык с ранее пройденным.
Хороший дрессировщик хозяин и властелин собаки, которая отлично выделяет его среди посторонних людей и беззаветно доверяет только ему одному.
Степенью привязанности собаки к своему хозяину определяется ее послушание. Недоверие к дрессировщику пагубно отражается на результатах всего комплекса обучения собаки. Нормальное взаимоотношение между дрессировщиком и собакой всего лучше достигается систематическим их общением. Ласковое обращение, внимательный уход и хорошее кормление являются лучшими средствами установления контакта.
Как известно, собаки обладают разным характером, разной возбудимостью нервной системы, поэтому поведение дрессировщика во время работы с собакой может передаться и. ей. Приходилось наблюдать, как вялость в поведении дрессировщика затормаживает живость в движениях у собаки.
Дрессировщик должен хорошо знать собаку, постоянно присматриваться к ней, изучать каждое изменение в ее поведении. Он должен быть в меру требовательным, энергичным, жизнерадостным, достаточно терпеливым, постоянно следить за своим голосом, не забывая, что ободряющую и угрожающую команды нужно произносить настолько четко, чтобы их по интонации можно было отличить одну от другой. Нужно уметь обращаться с собаками, учитывая тип их нервной деятельности: с трусливыми требуется более осторожное обращение, чем с более смелыми, сильными и злобными.
В процессе занятий могут появиться во взаимоотношениях с собакой отдельные шероховатости, собака иногда проявляет нежелательные для дрессировщика действия. В таких случаях дрессировщик обязан немедленно применить угрожающие интонации, требуя от собаки выполнения приказаний.
Если собака упрямится, то сейчас же со стороны дрессировщика должны быть приняты самые решительные меры вплоть до нанесения удара хлыстом. А когда требования будут выполнены, снова из уст дрессировщика доносятся мягкие и ласковые тона в голосе вот это и есть основной принцип взаимоотношений, он всегда должен проходить красной нитью в ходе каждого практического занятия.
Впервые знакомясь с собакой, дрессировщик должен иметь в виду, что злобная собака может наброситься на него, а трусливая обычно убегает.
Иногда собака не набрасывается и не убегает, но и не подпускает к себе: настораживается, недоверчиво следит за движением незнакомого человека, зачастую ворчит. Здесь требуется находчивость и осторожность со стороны дрессировщика. Малейшая оплошность может повлечь за собой неприятность.
Если дрессировщик проявит робость и будет стоять перед собакой в нерешительности или попытается уйти от нее, собака может наброситься на него. При данных обстоятельствах нужно назвать кличку собаки, смело подойти к ней и моментально взять за ошейник; повторяя названную кличку, свободной рукой ласково погладить собаку, пристегнуть поводок, замотать легко тесьмой морду, выйти из помещения и погулять с ней. Собака, которая проявляет трусость, требует иного подхода, ее прежде всего располагают к себе осторожным, ласковым обращением и скармливанием пищи.
Для отработки у собак навыков вспомогательного и специального цикла дрессировщик имеет помощника, знакомого с теорией и техникой дрессировки. Помощник должен уметь правильно оценивать поведение собаки, быть смелым, увертливым и точно выполнять все указания и требования дрессировщика.
В упражнениях для развития у собаки злобы, а также при обучении сторожевой и караульной службе помощнику принадлежит активная роль.
В процессе дрессировки на караульную, розыскную и сторожевую службы нужно систематически менять помощников, чтобы дрессируемые собаки с ними не свыклись. Число помощников назначают в зависимости от отрабатываемых навыков.
При дрессировке розыскных собак помощники главным образом используются для прокладки следов, при обыске местности и помещений.
Особую роль помощник выполняет при обучении собак для связи, здесь он является равноценным хозяином дрессируемой собаки, он в одинаковой мере располагает собаку к себе, как и основной дрессировщик: убирает и кормит ее.
Во всех случаях работой помощников руководит дрессировщик, который каждый раз напоминает помощнику о его действиях в том или другом приеме.
Категория: Мои статьи | Добавил: voron (24.11.2010)
Просмотров: 1387 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0